Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тропинин вас. анд

Гуманитарный словарь

ТРОПИ́НИН Вас. Анд. (1776-1857) - живописец, портретист. Род. в с. Карпове Новгород. губ., в семье крепостных. В 1790-е гг. попал в Москву, а затем в СПб. Ок. 1798 начал обучение в АХ у портретиста С. С. Щукина. Посещал мастерские Г. И. Угрюмова, И. Лампи-старшего. В 1804 по требованию своего помещика переехал на Украину. С 1821 постоянно жил в Москве. Уже в ранний, украинский период начал использовать своеобразную гамму оливково-зеленых, коричневых и золотистых тонов, стремился к непринужденности, интимности в характеристике образа (этюды-портреты И. И. и Н. И. Морковых и Н. И. Морковой, 1813; портреты жены, 1809, и сына, 1818; "Портрет украинца", 1810). В 20-30-х гг. углубляется детализация в разработке модели, усиливается интенсивность колорита, четкость объема и композиции (портрет гравера Н. И. Уткина, 1824; портрет А. С. Пушкина, 1827). Стремление создать образы реальных людей из народа с их повседневными заботами привело к разработке в произв. 30-40-х гг. особого полупортретно-полубытового с более сложной композицией ("Кружевница", 1823; "Гитарист", 1839; "Девушка со свечой", 1840-е гг.). Т. создал целую галерею образов своих современников (портреты П. А. Булахова, 1823; К. Г. Равича, 1825; В. А. Зубовой, 1834). Творчество Т. - один из важнейших этапов в развитии рус. портретной живописи 19 в. В 1969 в Москве создан музей Т. и моск. художников его времени (филиал дворца-музея творчества крепостных в Останкино).

Лит.: В. А. Тропинин: Исследования, материалы. М., 1982; Петинова Е. Ф. В. А. Тропинин. Л., 1987.

В. А. Тропинин. Портрет Е. И. Карзинкиной. После 1838

В. А. Тропинин. Портрет Е. И. Карзинкиной. После 1838

Полезные сервисы

тропинин василий андреевич

Энциклопедический словарь

Тропи́нин Василий Андреевич (1776-1857), живописец. До 1823 крепостной. В портретах стремился к живой, непринуждённой характеристике человека (портрет сына, 1818; «А. С. Пушкин», 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).

* * *

ТРОПИНИН Василий Андреевич - ТРОПИ́НИН Василий Андреевич (1776-1857), русский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека (портрет сына, 1818; «А. С. Пушкин», 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).

* * *

ТРОПИ́НИН Василий Андреевич [19 (30) марта 1776, с. Карповка Новгородской губернии - 4 (16) мая 1857, Москва], русский художник. Один из основоположников романтизма (см. РОМАНТИЗМ) в живописи России. Родился в семье крепостных. Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским (см. КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович) и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). В 1804 Морков вызвал молодого художника к себе; затем тот попеременно жил то на Украине, в селе Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.

Раннее творчество

Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба - в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное - вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823; автопортрет, около 1824; все три - там же). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.

Портрет и жанр

Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же; «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).

В портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев - пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» - даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг., там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг..

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся острой характерностью наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени.

Большой энциклопедический словарь

ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776-1857) - российский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека (портрет сына, 1818; "А. С. Пушкин", 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа ("Кружевница", 1823).

Полезные сервисы